Мы учимся!
С целью оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, формировании уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции в ДОУ организована и ведется работа по наставничеству. За каждым начинающим педагогом, пришедшим в ДОУ, закреплен шеф – наставник, который:
– содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
– обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
– координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
– оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно – образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания ДОУ;
– передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
– знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
– консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
В ноябре, согласно плану работы, состоялось заседание начинающих педагогов, которое проводила шеф – наставник, С.Ю. Ожередова.
Тема: «Портфолио воспитателя детского сада»
В настоящее время в условиях реализации ФГОС высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога. Поэтому составление портфолио воспитателя ДОУ получило большое распространение. И поэтому популярность портфолио воспитателя постоянно растёт. Кроме этого, портфолио может стать своего рода визитной карточкой воспитателя при устройстве на работу в дошкольное учреждение. Портфолио воспитателя ДОУ постепенно вытесняет такой документ как План по самообразованию, так как при составлении портфолио охвачен более широкий круг деятельности воспитателя.В переводе с иностранного языка, портфолио означает портфель, папка.
Портфолио воспитателя детского сада – это персональная папка педагога с комплектом документов, которые подтверждают успешность педагогической деятельности, участие в разнообразных мероприятиях и конкурсах, повышение квалификации педагога.
Составить портфолио – это немалый труд. Для этого необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать свой опыт, результаты и достижения в портфолио.
На сегодняшний день большую значимость приобретают профессиональные качества воспитателя детского сада. А, следовательно, портфолио воспитателя детского сада должно быть составлено безукоризненно и соответствовать определённым требованиям.
По содержанию можно выделить несколько видов портфолио воспитателя:
- аттестационное портфолио, в котором отражены результаты педагогической деятельности воспитателя ДОУ за межаттестационный промежуток времени;
- накопительное портфолио, которое охватывает сведения обо всех результатах педагогической деятельности воспитателя;
- тематическое портфолио, которое формируется в процессе изучения какой-либо большой темы или образовательной области;
- проблемное портфолио, содержащее сведения по злободневным для воспитателя проблемам.
В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада могут быть:
- печатными,
- электронными.
По времени создания портфолио воспитателя детского сада делятся на:
- краткосрочные (проблемные),
- среднесрочные (тематические),
- долгосрочные (аттестационные, накопительные).
От вида и задач портфолио зависит его структура.
Разделы:
1. Визитная карточка воспитателя.
В разделе обязательно содержится такая информация о воспитателе, как:
- фамилия, имя, отчество воспитателя, год рождения – фото;
- сведения об образовании (копии дипломов об окончании учебных заведений);
- данные о трудовом и педагогическом стаже;
- копия аттестационного листа о присвоении категории.
Все копии должны быть заверены заведующим ДОУ.
2. Портрет.
В этом разделе:
- характеристика, заверенная методистом или заведующим ДОУ (в которой характеризуются профессиональные и деловые качества воспитателя, возможности повышения профессионального уровня, активное участие в жизни детского сада);
- творческая работа, в которой в свободной форме рассказывается о мотивационном выборе профессии, излагаются перспективы профессиональной деятельности.
3. Профессиональные достижения.
В зависимости от вида портфолио в данный раздел обязательно включаются такие материалы, как:
- конспекты открытых просмотров непосредственно-образовательной деятельности (НОД), праздников, развлечений, выставок, КВНов и других видов деятельности;
- индивидуальный план по самообразованию с описанием темы, содержания, списка литературы для изучения, этапов и сроков осуществления;
- творческие отчёты об опыте работы в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т.д.;
- тематические и перспективные планы воспитательно-образовательной работы;
- тексты сообщений и других материалов, которые подтверждают участие воспитателя в ГМО, семинарах и т.д.; статьи, опубликованные в периодической печати, в сети Интернет (с указанием названия издания, сайта);
- тема и описание проектной деятельности, изготовленные дидактические пособия и материалы;
- разработки планов работы с семьёй, анкетирование родителей и другие формы взаимодействия;
- фотографии, аудиоматериалы и видеозаписи различных форм совместной деятельности воспитателя с детьми.
* Для аттестационного портфолио воспитателя детского сада подбирают материал за период1-5лет.
* Для накопительного портфолио воспитателя детского сада – независимо от временного промежутка.
* Для тематического портфолио берётся материал только по конкретной теме.
* Для проблемного портфолио – материал по узкой проблеме.
4. Достижения воспитанников.
К материалам настоящего раздела можно отнести:
- данные диагностики уровня развития детей (в сравнении);
- копии грамот за призовые места воспитанников и копии сертификатов об участии воспитанников в конкурсах, спортивных и других творческих мероприятиях (с указанием уровня мероприятия);
- результаты продуктивной деятельности детей.
5. Подтверждающие документы.
Здесь воспитатель размещает:
- сведения о курсах повышения квалификации, профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (копии документов);
- копии все полученных наград, грамот, благодарственных писем;
- сертификаты об участии в различных профессиональных и творческих конкурсах;
- справка, которая подтверждает использование современных образовательных технологий воспитателем (заверенная заведующим ДОУ).
6. Экспертные оценки, отзывы, рекомендации.
В данном разделе помещают результаты аттестаций, отзывы родителей о работе воспитателя, отзывы и рекомендации коллег.
При составлении портфолио воспитателя ДОУ в конце каждого раздела указывается список используемой литературы.
Материал подготовила: Т.А. Мартынова, старший воспитатель