Игра – ведущая деятельность дошкольника.
У детей во второй младшей группе сюжетно ролевые игры характеризуются не сложным сюжетом игры, где большое значение имеет непосредственное участие взрослого, который берет на себя ведущую роль.
В начале года характерны игры рядом: каждый ребенок играет в свою игру, даже если ребята играют рядом в машинки или посуду, то каждый выполняет свое действие, которые не связаны между собой одним сюжетом.
К концу учебного года дети начинают играть вместе по 2, 3 ребенка в игре. Выделяется лидер, который начинает игру и предлагает другим.
Для обогащения представлений об окружающем мире, необходимых для сюжетной игры добавляются игры с постройками. Поэтому следует формировать необходимые умения и устойчивый интерес к конструированию. Нужно не забывать и про игры с песком и водой.
Особое место в руководстве сюжетно-ролевой игрой занимает подбор игрового материала, обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления.
Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
– говорить с ребёнком на его языке;
– преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
– оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
– открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
– любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
– смотреть на себя со стороны глазами других людей;
– предвидеть стратегию ролевого поведения;
– делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
– стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
– доверять друг другу.
Как и любому другому навыку, играть детей нужно учить. И главный способ учебы в этом возрасте – подражание.
– Сначала играйте вместе с ребенком. Пусть он наблюдает за вами и повторяет.
– Затем переходите к игре по образцу. Вы показываете, как нужно поступать (например, готовить воду для купания куклы, намыливать мочалку, вытирать игрушку), а затем малыш пусть делает это самостоятельно.
– Когда эти навыки освоены, ребенок может играть сам – стоит лишь затеять игру и предложить конкретные условия.
Итак, в какие сюжетно-ролевые игры лучше играть? Это могут быть «Семья», «Транспорт», «Магазин», «Больница», «Строительство», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа» и множество других.
Игра-дело серьезное!
Играйте со своими детьми, развивайте их в игре и в ответ получите улыбку своего любимого малыша. Желаем удачи!
Материал подготовили воспитатели группы №14:
Е.А.Агарина
Н.В. Веряскина