Ознакомление с водой это очень интересная тема для детей. С водой можно проводить различные эксперименты, поэтому мы взяли эту тему для своего открытого занятия по экспериментально – исследовательской деятельности. Дети путешествовали с Капелькой и узнали, откуда появляется вода. Провели опыты и познакомились со свойствами воды. Капелька помогла детям понять, что без воды мы не сможем прожить, она необходима нам для жизни.
Ход занятия:
Дети входят в группу и встают полукругом на ковре.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними. А теперь, посмотрите на меня и послушайте внимательно
(Звучит колокольчик.)
«Колокольчики звенят,
Пригласить они хотят,
Где ребятам интересно?
Ну а там где неизвестно!»
Воспитатель: А вы, ребята, хотите узнать, куда сегодня нас колокольчики приглашают? (Да)
Воспитатель: А приглашают они вас в путешествие. А вот куда, вы сейчас узнаете. Закройте глаза и прислушайтесь.
(Звучит аудиозапись «Журчания ручейка».)
Воспитатель:
Мною можно умываться,
Я умею проливаться,
В кране я живу всегда.
Ну, конечно, я…. (вода)
Воспитатель: Да, действительно, мы услышали, как плещется вода. Это журчит ручей и сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды. Но, чтобы мы не заблудились, я пригласила Капельку тоже попутешествовать вместе с нами.
«Кап – кап капелька – дождевая сабелька
Ты скорее выходи,
Нас в дороге проводи»
Воспитатель: Кажется, я её слышу!
Закройте быстро глазки,
Попадаем в чудо-сказку.
(Дети закрывают глаза. Звучит запись воды. Появляется Капелька)
Воспитатель: А вот и Капелька. Давайте с ней поздороваемся. Эта Капелька много видела, много интересного знает о воде.
Говорят она везде!
В луже в море в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!»
Воспитатель: Как вы думаете, откуда взялась наша Капелька? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а где живет вода у нас в садике, у вас дома? (В кране)
Воспитатель: А как вы думаете, где живет вода в природе, на улице (В реке, в море, в туче)
Воспитатель: Молодцы! Действительно, в туче живет вода, и она попадает к нам на землю в виде дождя. Хотите, я покажу вам, как это происходит? (Да)
Воспитатель: Проходите к столам. Ребята, мы сейчас будем работать с водой, поэтому, чтобы не намочить рукава, давайте их закатаем. Садитесь. Перед вами стоят тарелки с водой -это река. А рядом с тарелками лежат губки – это облака. Возьмите губки в руки. Наши облака легкие или тяжелые? (Легкие)
Воспитатель: Правильно, потому что в них нет воды. А когда облака проплывают мимо рек, они вбирают в себя капельки воды. Опустите губки в воду. А теперь поднимите ее над тарелкой. Какая теперь губка, легкая или тяжелая? (Тяжелая)
Воспитатель: Правильно. Наше легкое облако превратилось в тяжелую тучку. И из нее пойдет дождик, сожмите губку. Какой сильный дождик пошел! Давайте, еще раз покажем нашим гостям, как получается дождик. Дождик пройдет, и все растения начнут расти. Молодцы! А теперь положите губку на клеенку и вытирайте руки бумажным полотенцем.
Воспитатель: Капелька предлагает вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Капелька и тучка».
«Раз, два, три ,четыре, пять
Начинаю колдовать,
Больше нету здесь детей,
Превратились в капельки поскорей!»
Воспитатель: Я буду тучкой, а вы все капельки. Пришла весна, засветило ярко солнышко, запели птички, вдруг набежала тучка, и пошел дождик. Полетели капельки на землю, попрыгали, поиграли. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (взявшись за руки парами образуют ручейки ). Встретились ручейки и стали большой речкой ( соединились одной цепочкой). Плывут капельки большой рекой, путешествуют. Текла -текла речка и попала в большой пребольшой океан ( дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали- плавали в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме тучке.
Воспитатель: Понравилась вам играть с Капелькой? (Да)
Воспитатель: Капелька приготовила для вас сюрприз.
(Дети проходят к столам, на которых стоят стаканчики с водой)
Воспитатель: Давайте выясним, что же такое вода?
Воспитатель: (Воспитатель переливает воду из стакана в стакан) Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду). Вот мы с вами и выяснили что вода – это жидкость. (Индивидуальные и хоровые повторения)
Воспитатель: А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Горькая? Солёная? Сладкая? (Ответы детей).
Воспитатель: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Воспитатель: Ребята, вы любите играть в прятки? А сейчас Капелька хочет поиграть с вами в прятки. Давайте попробуем спрятать в воде пуговку. Вот у меня два стакана с водой. Попробуйте найти, куда я спрячу пуговку.(С начало пуговку опустить в чистую воду, затем в подкрашенную) Почему вы первый раз быстро увидели пуговку? (Потому, что вода чистая)
Воспитатель: Да, в первом стакане вода была чистая, прозрачная. Вода прозрачная.
Воспитатель: Скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы детей) А кому нужна вода? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята. Молодцы. Мы не можем прожить без воды.
Воспитатель: Капельке очень понравилось наше путешествие. Вы сегодня были как настоящие ученые, делали опыты. Но нашей Капельке тоже пора возвращаться к своей маме – тучки, ей очень понравилось с нами путешествовать. Капелька обещает еще к нам прийти и приготовит для нас новые сюрпризы. Давайте скажем Капельке до свидания.
(Звучит колокольчик).
«Колокольчики звенят
Нас позвать они хотят,
«Возвращайтесь в детский сад,
Игры заждались ребят!»
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие. Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Что мы узнали о воде?
(Вода – это жидкость, она безвкусна, прозрачная, имеет вес – тяжелая)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воду надо беречь? (Да)
Воспитатель: А как мы с вами можем беречь воду? (Закрывать кран)
Воспитатель: Ну, что ж молодцы ребята, вы теперь многое знаете о воде и я думаю, будете беречь воду и дома и в детском саду.
Материал подготовили:
Н.В. Веряскина, Е.А. Агарина,
воспитатели 14группы