муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №182"

Консультация для родителей: «Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей»

 В детском саду широко используются занимательный математический материал. Главное место в жизни ребенка – игра. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

В ходе игр с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, развивается умственная активность детей: сообразительность, смекалка, быстрота и подвижность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициатива. Дети очень активны в восприятии логических упражнений, задач-шуток, головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Занимательные игры помогают решить следующие задачи:

  1. Развитие познавательных процессов.

2.Освоение логической операцией: замещение, обобщение, классификация.

  1. Развитие коммуникативных качеств.
  2. Развитие речи.
  3. Развитие пространственных представлений, мелкой моторики. В дошкольном возрасте, из всего многообразия занимательного материала, наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. Так же через дидактическую игру есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей: количественных, пространственных, временных. В дидактических играх формируют правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.

В младших группах целесообразно использовать игры на развитие сенсорных способностей: крупные мозаики, крупный строительный материалы;  игры-вкладыши «Шар», «Яйцо», «Пирамидки», «Матрешки», «Кубики»;  игры на ознакомление детей с формой, цветом, величиной.

В старших группах весь игровой дидактический материал можно классифицировать, выделить в нем три основные группы:

  1. Дидактические игры и упражнения: Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломки Пифогора», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамская игра», «Сложи узор», «Сложи квадрат». Игры на моделирование из объемных фигур: «Куб-хамелион», «Уголки», «Кубики для всех», «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик Рубика». Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай также», «Составь картинку».  Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров (от простого к сложному). «Логические кубики», «Кубики и цвет», «Лото», «Домино», «Шашки», «Шахматы».  «Математический планшет» – это задания на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на симметрию, на выкладывание цифр.  Набор конструкторов, наборы мозаик.  Игровые лабиринты, игры на нахождение пути следования, признаков сходства и различия: «Кто сеет морковку», «Найди дорожку», «Найди дорожку», «Найди одинаковые», «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди лишнюю», «Найди недостающую в ряду», «Эрудит».
  2. Математические игры и задачи. Блоки Дьенеша – дети выявляют свойства, абстрагируют их, сравнивают, классифицируют по нескольким определенным признакам, обобщают, кодируют и декодируют, решают разнообразные логического характера задачи. Игра «Палочки Кюизенера» – Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Игры «Воскобовича», «Чудо – крестики», «Пять математических картинок», «Живой квадрат», «Цветовым часы», «Эстафета».
  3. К развлекательному материалу относятся: загадки, задачи – шутки; головоломки; математические фокусы; вопросы – шутки. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Они являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.

Содержание математического материала периодически меняется, чтобы дети при разгадывании применяли усилия, сообразительность, находчивость.

 

Материал подготовили: В.В.Барандык, О.А.Шмидт

 

  • единое окно к обр услугам
  • мин науки и высшего образования РФ
  • дети онлайн
  • комитет по образованию Барнаула
  • официальный сайт барнаула
  • Рособрнадзор
  • профсоюз
  • информационные системы
  • МО АК
  • спас экстрим
  • сетевой край
  • результаты оценки
  • сайт АК
  • российское образование
  • портал персональные дети
  • Минпросвещения
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • заблокируй вредный контент
  • портал обр услуг