Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной поверхности.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Цель: всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Сформировать умение передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Способствовать принятию детьми задачи, воспитывать умение слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Познакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.
- Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:
Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
- Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
- Располагать их на горизонтальной поверхности.
- Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография – (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).
Контурная пластилинография – изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
- Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
- Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
- Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
- Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.
Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
- Для начала мы берем разные цвета пластилина.
- Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов – к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.
- А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии – она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на
горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Особенности выполнения работы:
- Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.
- Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.
- Слегка прижать.
Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».
Поэтому и сюжеты и задания для детей данного возраста должны быть просты и легки. Вот какие работы можно предложить детям 3 – 4 лет:
«Солнышко» (ребенок на голубом картоне изображает пластилиновый круг, а затем скатывает из маленьких кусочков кружочки, прикрепляет их к основе и размазывает, придавая им форму лучей, «Травка и цветы» (может стать продолжением предыдущего сюжета – в ответ на ласковые лучи солнца на полянке выросла зеленая травка, а затем распустились цветы, «Бусы на елочку», «Снежинки», «Осенние листья», «Новогодняя ёлочка» и т. д.
В старшем возрасте дети готовы создавать более сложные композиции, активно и умело смешивают цвета пластилиновых мазков, сплющивают, прищипывают, оттягивают детали от общей формы, соединяют элементы изображения способом примазывания, создают декоративные налепы.
Поэтому работы, которые могут выполнять в этом возрасте дошкольники могут быть сложнее и по замыслу, и по композиции. Дети могут изображать целостные объекты (животных, растения, плоды, а могут и создавать жанровые картинки (в них присутствует действие, несколько героев).Возможно выполнение коллективных работ (например, «В зоопарке», включение в изображение дополнительных материалов (семян, крупы, блесток, ниток и пр., смешение техник (налепливание деталей на графическое изображение, например, на фотографии). Чем старше художник, тем больший арсенал действий с пластилиновым изображением он может совершать: процарапывать поверхность, обрезать стекой (например, как на фотографии перья у птицы).
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.
Материал подготовили воспитатели группы