Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы «Колокольчик».
Задачи:
– создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа
– формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.
– активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
Оборудование: экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Сундук. Аудиозапись русских народных песен.
Ход занятия:
Организационный момент. Мотивационный настрой.
Приветствие гостей
Добрый день, гости званые, желанные!
Рады мы гостям из всех краёв,
Всех ждём, встречаем!
Счастья и мира вам всем!
Милости просим в нашу горницу!
А мы вам столько интересного и нового расскажем!
А если понравится, то и делать научим!
Тренинг «Подари улыбку!»
– Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.
– Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Постановка проблемной ситуации. Сюрпризный момент.
– Сегодня и я пришла к вам не одна. Со мной куклы Хозяин и Хозяйка. У них для вас задания. Они хотят услышать от вас рассказы о народном творчестве.
Познавательная деятельность. Рассказ с элементами беседы.
– В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.
– А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку:
Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)
– Правильно, это кукла. И в музее у нас будут показаны народные тряпичные куклы.
Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.
Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.
– Ребята, почему у кукол нет лица? (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)
Экскурсия
– Что такое музей? (ответы детей)
– Кто из вас был в музее? (ответы детей)
– Зачем нужны музеи? (ответы детей)
– Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)
– Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы)
– Хотите побывать экскурсоводами? (да)
– Ребята, расскажите, где раньше хранили столько разных кукол? (В сундуке, коробе, ларце)
Хозяин с Хозяйкой принесли для нас сундук. Давайте из него возьмём игрушки. Вы подходите, доставайте игрушку и, рассказав о ней, ставьте её в музей. Cможете? Тогда принимаемся за дело!
(Дети рассказывают, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку).
Игра «Объясни, почему лишнее?»
-Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.
– Почему не выставили мехового зайчика в музей?
– Пластмассовую неваляшку?
– Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)
Итог экскурсии
Ребята вы молодцы! А какой интересный получился музей!
– Давайте придумаем название нашему музею! (Музей народной куклы)
– Скажите, а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)
Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.
– Как вы думаете, что это значит? (ответы детей)
Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.
– Мне очень понравилась выставка, а вам? (ответы детей)
Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.
– А какой экспонат вам понравился больше всего? (ответы детей)
– Гости дорогие, а вам понравилась экскурсия в наш музей народной куклы? (ответы гостей)
Народная игра «У Маланьи»
– Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.
– А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)
Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть?
Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком)
Семь сыновей (семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцем)
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками)
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)
Вот с такой головой, (очертить большую голову)
Вот с такой бородой, (показать руками с наклоном вниз)
Ничего не ели (поднести ко рту одну руку- чашку, другую – ложку)
На неё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)
И все делали вот так… (Любое движение)
Игра «Расставь по порядку»
Хозяин принёс нам карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы гостям было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик». (Дети у доски расставляют и рассказывают порядок скручивания куклы «Колокольчик»)
Хоровод с куколками
– В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.
-Люди добрые! Наш русский народ
– Веки вечные водил хоровод!
– А вы умеете водить хоровод?
Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать (Дети выходят в круг со своими куколками, поют и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»).
Рефлексия
– Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?
– А что вам понравилось больше всего?
– Что нового вы узнали?
– А что было очень трудным?
– Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?
А на память мы вам дарим куклу Веснянку, она дарит хорошее настроение и приносит хорошие вести.
Спасибо за внимание!