муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №182" общеразвивающего вида

Презентация мини – музея: «Народная тряпичная кукла»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как виду народного художественного творчества. Познакомить с изготовлением традиционной куклы «Колокольчик».

Задачи:

– создать условия для формирования интереса детей через игрушку к народным традициям и духовным ценностям русского народа

– формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

– активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.

Оборудование: экспонаты – готовые образцы кукол. Куклы Хозяин и Хозяйка в холщовых одеждах. Сундук. Аудиозапись русских народных песен.

Ход занятия:

Организационный момент.  Мотивационный настрой.

Приветствие гостей

Добрый день, гости званые, желанные!

Рады мы гостям из всех краёв,

Всех ждём, встречаем!

Счастья и мира вам всем!

Милости просим в нашу горницу!

А мы вам столько интересного и нового расскажем!

А если понравится, то и делать научим!

Тренинг «Подари улыбку!»

– Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа. Спасибо за эти чудесные улыбки.

– Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

 

Постановка проблемной ситуации. Сюрпризный момент.

– Сегодня и я пришла к вам не одна. Со мной куклы Хозяин и Хозяйка. У них для вас задания. Они хотят услышать от вас рассказы о народном творчестве.

Познавательная деятельность. Рассказ с элементами беседы.

– В далёком прошлом на Руси вечерком, после трудового дня, взрослые и дети любили устраивать посиделки, вот как мы с вами сегодня. Но даже на посиделках никто не сидел, сложа руки: вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки, обсуждали насущные проблемы. С ранних лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А ещё они играли, пели песни, водили хороводы, загадывали и отгадывали загадки.

– А вы умеете отгадывать загадки? Отгадайте загадку:

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)

– Правильно, это кукла. И в музее у нас будут показаны народные тряпичные куклы.

Игрушки во все времена занимали важное место в народной культуре. В старину игрушки мастерили почти в каждой семье. Считалось, что куклы охраняют детский сон, оберегают маленького ребёнка от порчи, сглаза и болезней. Когда дети росли, для них изготовляли тряпичных кукол, с которыми можно было играть. А когда дети подрастали, то они сами учились мастерить различные игрушки.

Для изготовления кукол подбирали красивые лоскутки для одежды кукол. Для изготовления лица брали белую или светлую ткань. В старину лицо кукле не рисовали. Такие куклы назывались безликими. А в наши дни игрушка, сделанная своими руками, может служить сувениром и быть хорошим подарком.

– Ребята, почему у кукол нет лица?  (Люди считали, что кукла приобретёт душу и сможет навредить ребенку, то есть она оживет и, возможно, приобретет дурной характер.)

Экскурсия

– Что такое музей? (ответы детей)

– Кто из вас был в музее? (ответы детей)

– Зачем нужны музеи? (ответы детей)

– Какие ещё экспонаты бывают в музее? (ответы детей)

– Кто проводит экскурсию в музее? (экскурсоводы)

– Хотите побывать экскурсоводами? (да)

– Ребята, расскажите, где раньше хранили столько разных кукол?  (В сундуке, коробе, ларце)

Хозяин с Хозяйкой принесли для нас сундук. Давайте из него возьмём игрушки. Вы подходите, доставайте игрушку и, рассказав о ней, ставьте её в музей. Cможете? Тогда принимаемся за дело!

(Дети рассказывают, как называется кукла, из чего сделана, какое предназначение имела: Травница, Кулачники, Барыня на чайник, Десятиручка, Крупенички, День-ночь, Птица-радость, Солнечный конь, Матрёшка, кукла-Колокольчик, Кувадка, Кукла на выхвалку).

 Игра «Объясни, почему лишнее?»

-Среди народных кукол в сундуке лежат мягкая игрушка, резиновая игрушка, неваляшка.

– Почему не выставили мехового зайчика в музей?

– Пластмассовую неваляшку?

– Резинового Карлсона? (Они сделаны из резины, меха, пластмассы на фабрике, и не относятся к тряпичным народным куклам, сделанным своими руками)

Итог экскурсии

Ребята вы молодцы! А какой интересный получился музей!

–  Давайте придумаем название нашему музею! (Музей народной куклы)

– Скажите,  а какой народ создавал такие игрушки своим детям? (русский народ)

Такую игрушку делают только в нашей России. А радует и греет души русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку. А изделия русских мастеров известны за пределами России. Это наша национальная гордость.

– Как вы думаете, что это значит?  (ответы детей)

Это значит, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям радость и красоту.

– Мне очень понравилась выставка, а вам? (ответы детей)

     Я бы очень хотела, чтобы такие красивые вещи были у меня дома.

– А какой экспонат вам понравился больше всего? (ответы детей)

– Гости дорогие, а вам понравилась экскурсия в наш музей народной куклы? (ответы гостей)

Народная игра «У Маланьи»

– Русский народ не только умеет создавать такие замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.

– А какие народные игры вы знаете? (ответы детей)

Ну, а вы не засиделись без дела? Не пора ли поиграть? 

Хозяйка приглашает вас в круг, будем играть в забавную игру «У Маланьи».

У Маланьи у старушки           (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке   (присесть, сложить руки домиком)

Семь сыновей                          (семь пальцев)

Все без бровей,                        (очертить брови пальцем)

Вот с такими ушами,               (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами,              (показать нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами,                (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

Вот с такой головой,               (очертить большую голову)

Вот с такой бородой,              (показать руками с наклоном вниз)

Ничего не ели                          (поднести ко рту одну руку- чашку, другую – ложку)

На неё глядели,              (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

И все делали вот так…      (Любое движение)

Игра «Расставь по порядку»

Хозяин принёс нам карточки-схемы. Но вот беда – они все перепутались. Давайте расставим все по порядку, чтобы гостям было понятно, как же сделать куклу «Колокольчик». (Дети у доски расставляют и рассказывают порядок скручивания куклы «Колокольчик»)

Хоровод с куколками

– В стародавние времена на Руси любую работу заканчивали играми, песнями да плясками. Мы с вами славно поработали, а теперь весело потанцуем.

-Люди добрые! Наш русский народ

– Веки вечные водил хоровод!

– А вы умеете водить хоровод?

Хозяйка приглашает всех со своими куколками в хоровод, чтобы спеть и потанцевать (Дети выходят в круг со своими куколками, поют  и ведут хоровод под русскую народную песню «Как на тоненький ледок»).

Рефлексия

– Ребята вам понравилось знакомство с народной куклой?

– А что вам понравилось больше всего?

– Что нового вы узнали?

– А что было очень трудным?

– Гости дорогие, а вам понравилось наши посиделки?

А на память мы вам дарим куклу Веснянку, она дарит хорошее настроение и приносит хорошие вести.

Спасибо за внимание!

  • информационные системы
  • комитет по образованию Барнаула
  • сетевой край
  • дети онлайн
  • Рособрнадзор
  • заблокируй вредный контент
  • спас экстрим
  • сайт АК
  • официальный сайт барнаула
  • Минпросвещения
  • профсоюз
  • российское образование
  • единое окно к обр услугам
  • МО АК
  • портал обр услуг
  • портал персональные дети
  • результаты оценки