Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: но, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой и сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали не самостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно. Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с детскими несчастными случаями: это и порезы, ушибы, бытовые ожоги, травмы. Общаясь с родителями и детьми, проводя диагностические исследования, понимаем, что не каждый понимает необходимость привития навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях, начиная с дошкольного возраста. Значимой проблемой также является создание условий для планомерного накапливания опыта безопасного поведения в детском саду и дома.
В нашем учреждении большое внимание уделяется созданию условий для качественного осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения, как одно из важнейших направлений деятельности детского сада по сохранению здоровья и обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников. Содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира.
Все содержание работы разбито по темам. Каждая тема раскрывается на одном или нескольких занятиях, иногда работа над одной темой продолжается в различных видах деятельности. Раскрыть тему помогают беседы, подвижные и дидактические игры, загадки, рассматривание картин и плакатов, составление рассказов по картине, чтение произведений .
Неизменным помощников в вопросах воспитания безопасного поведения является забавный персонаж Незнайка. Он своими вопросами побуждает детей к решению проблемных ситуаций. Дети считают, что сами учат его правилам безопасного поведения. В гости к нам приходят и другие сказочные герои.
Самые интересные занятия – это комплексные занятия. Наряду с получением знаний по безопасному поведению дети участвуют в других видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании. Мы с детьми рисовали «Добрый огонь» – дети были в восторге, после вместе рассматривали, какие получились «язычки» пламени. На занятии по аппликации «Огонек» обратили внимание на цвет огня и, чтобы не случилось беды, мы затушили огонь карандашами – «дождиком из тучки», тут же завязалась беседа «Чем можно тушить огонь?». Из бросового материала создавали композиции: «Тили – бом, загорелся Кошкин дом», «Море пламенем горит, выбежал из моря кит»… По результатам занятий мы организуем выставки в группах, например: «Три чудесных цвета», «Светофорик», «Улица города», «Мы едем, едем в далекие края».
Широко используются дидактические игры, в которых дети закрепляют знания и умения. Дидактическая игра побуждает быть внимательным, запоминать, дети учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализируют результат. В игре «Опасно – не опасно» у детей формируются знания об источниках опасности, мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях, в игре «Если малыш простудился» формируются знания об оказании первой помощи.
Помогает формированию правил безопасности художественная литература. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события. Малыши как бы ставят себя на место героев иллюстрируют возможные последствия нарушения правил поведения.
Содержание занятий, бесед мы пополняем такими крылатыми фразами, как «забить тревогу», «дрожит как осиновый лист», «все в руках горит» и другими. Подбор таких фразеологических оборотов составил картотеку фразеологизмов, которые попутно развивают у детей фантазию, активизируют логическое мышление и вносят элемент занимательности .
Особый интерес и удовольствие дети получают во время выполнения трудовых поручений. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствует росту, физическим возможностям и небрежным хранением, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом, в этом нам помогают карточки – правила.
В повседневное время дети часто используют ножницы, карандаши, поэтому большое внимание уделяется правилам обращения с опасными предметами. На занятии напоминаем правила безопасной работы с ножницами, клеем и подтверждаем это собственным примером. Для этого созданы карточки – правила, с помощью которых ребята закрепляют правила безопасного поведения. Подобные правила были введены и для других ситуаций.
Свою деятельность планируем в сотрудничестве с профильными специалистами. С музыкальным руководителем проводим досуги и развлечения на тематику безопасности жизни детей – это вызывает эмоциональный отклик у детей и стимулирует их познавательную активность. Драматизация сказок «Кошкин дом», «Путаница» развивает творческие способности детей, показывает, что совместными усилиями можно потушить пожар. Дети разыгрывают сценки из жизни, усваивая при этом практические навыки.
В группе накоплен богатый материал для работы в данном направлении: дидактические игры, плакаты, картины, схемы, домино и прочие. Мной были изготовлены несколько дидактических игр, созданы картотеки логических задач, экскурсий. Стихи помогают закреплять правила безопасности, детям легче и интереснее усваивать правила безопасного поведения. Поэтому сделана подборка художественного слова: стихи, загадки, словесные игр.
Одной из форм обучения детей правилам безопасного поведения является создание предметно – развивающей среды в группе, которая позволяет освоить правила безопасности в самостоятельной деятельности детей. Для обогащения развивающей среды была создана «Волшебная книга». В группе функционирует и пользуется большим спросом у ребят библиотечка книг, в которых прослеживается тема безопасности. Большую роль в пополнении библиотечки играют родители.
Изучение причин травм показывает, что в большинстве своем они происходят по прямой или косвенной вине взрослых.
«Вакцина против травматизма – воспитание», – так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но и адресована взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.
Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:
- беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
- консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами и другие. Объясняю, что взрослые должны научить правильно: пользоваться бытовыми приборами, соблюдать меры безопасности и осторожности, научить детей какими предметами можно пользоваться, а какими нельзя. То есть родители и все взрослые самые главные учителя в этой сложной и опасной жизни.
- папки- передвижки, стенды, библиотечка.
- выставки по пожарной безопасности и безопасности на дорогах, где родители используют свой творческий потенциал, Были сделаны папка – передвижка «Уголок пожарного»; газета «Огонь бывает разный добрый и страшный», книжки- малышки по правилам дорожного движения, газеты «Берегись автомобиля» и другие. Ребята с гордостью делятся, как помогали дома родителям,
- участие и помощи в проведении экскурсий, развлечений,
- помощь в создании игровой среды.
«Личная безопасность детей» – частая тема для родительских собраний, гостями которых являются инспектора ГИБДД и пожарной службы. Мы очень обеспокоены состоянием ситуации на дорогах города и травмоопасными ситуациями. Поэтому были созданы памятки по правилам дорожного движения и о мерах безопасного поведения в разные сезоны, которые были вручены на родительских собраниях.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одно из главных стратегических задач развития страны.