муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №182" общеразвивающего вида

В рамках подготовки к Педагогическому совету в ДОУ прошел показ занятийной деятельности с воспитанниками по речевому развитию.

Конспект открытого занятия  по развитию речи в подготовительной к школе группы №8

Тема «Письмо первоклассника»

Цель: познакомить детей с понятием «Фразеологизмы».

Программные задачи:

1.Образовательные:

– Формировать представление детей о фразеологизмах, учить понимать их значение и использовать образные выражения в собственной речи;

2.Развивающие:

-активизировать в речи детей употребление предлогов и прилагательных, характеризующих личностные качества человека;

-упражнять детей в словообразовании, подборе противоположных по смыслу слов – антонимов

3.Воспитательные:

-Формировать бережное отношение к родному языку.

-Воспитывать доброжелательность и сдержанность друг к другу

Словарная работа:

активный словарь: тепло – холодно, утро-вечер, далеко-близко, мокрый – сухой, белый – черный, острый – тупой, добрый – злой, плачет – смеется, хорошо-плохо, кислый – сладкий, высокий – низкий, открыто – закрыто, веселый – грустный, длинный – короткий, старый – новый, умный – глупый, большой – маленький, здоровый – больной, толстый – тонкий, широкий – узкий, тяжелый – легкий, сильный – слабый, работать – отдыхать, стоять – лежать.

пассивный словарь: образные выражения, фразеологизмы, ни свет ни заря, сломя голову, ни чуя ног под собой, сметая все на своем пути, за тридевять земель, не в своей тарелке, не покладая рук, гонять лодыря, чесать языки, забот полон рот, выше крыши, фразеологический словарь.

Предварительная работа: выучить с Ксюшей Орловой и Дианой Рудовой стихотворения о школе.

Оборудование:

Клубок ниток, конверт с письмом, картинки с изображением фразеологизмов, мольберт.

Структура и методические приемы:

1.Вводная часть – 5 мин.

– ритуал приветствия

– словесная дидактическая игра – приветствие «Волшебный клубочек» (на сплочение коллектива, называние своего имени и прилагательного, которое характеризует ребенка)

2.Основная часть – 20 мин

-сюрпризный момент – письмо от первоклассника

– разбор незнакомых выражений – фразеологизмов

– знакомство со словарем фразеологизмов

– составление предложений с фразеологизмами (работа в подгруппах)

– домашнее задание

-словесная дидактическая игра «Скажи наоборот» (повторение слов, противоположных по смыслу)

3.Заключительная часть – 5мин.

– подведение итогов

– обобщение воспитателя

– рассказывание детьми стихотворений: «Что ждет меня в школе» и «В первый раз в первый класс»

-ритуал прощания.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Ритуал приветствия:

Воспитатель приглашает детей на занятие:

Та-ра-ра, та-ра-ра

Заниматься нам пора!

Дети отвечают:

Каждый час, каждый день,

Заниматься нам не лень.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.( Дети здороваются с гостями.)

А чтобы они узнали, как вас зовут, я предлагаю поиграть в игру.

Игра-приветствие «Волшебный клубочек» (на сплочение коллектива)

Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом он называет своё имя и прилагательное, которое его характеризует. Например, «Я – Ваня, я – весёлый». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

Воспитатель:

Молодцы. Вот мы и познакомились с нашими гостями и показали им, какие дети ходят в нашу группу.

Дети садятся на стульчики. Вера Викторовна передает детям конверт с письмом.

1.Основная часть:

Воспитатель:

Ребята, наши гости принесли нам из школы письмо. Его написал первоклассник Петя Васечкин. Давайте его прочитаем:

Дорогие ребята из детского сада!

Вы уже ходите в подготовительную группу, и, наверное, очень хотите пойти в школу.

Поэтому я решил вам написать письмо, чтобы, так сказать, отговорить вас от этой глупой затеи. Ничего хорошего и интересного в школе нет. Послушайте, как тяжело мне приходится:

Просыпаюсь я каждый день НИ СВЕТ, НИ ЗАРЯ и СЛОМЯ ГОЛОВУ бегу в школу. Всю дорогу бегу НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ, СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Спешу я так потому, что опаздывать нельзя, а школа ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится.

 В школе я чувствую себя, как НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ. Там надо РАБОТАТЬ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, а не ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ и ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ. А ещё домашних заданий задают ВЫШЕ КРЫШИ. Так что у меня ЗАБОТ ПОЛОН РОТ.

Так, что мой вам совет – не спешите становиться первоклассниками!

Петя Васечкин.

Работа с фразеологизмами (по тексту)

Воспитатель:

-Ребята, все ли вам было понятно в письме? (нет)

– А какие слова вам были не понятны?

-Это такие выражения: ни свет ни заря, сломя голову бегу, не чуя ног под собой, сметая все на своем пути, за тридевять земель, не в своей тарелке, работать не покладая рук, не гонять лодыря, чесать языки, заданий выше крыши, забот полон рот. (Воспитатель выставляет картинки на мольберт). Спрашиваю, если не могут ответить, объясняю сама.

– Теперь все стало понятно?

В своём письме Петя написал очень много непонятных для нас выражений. Их называют Фразеологизмами – образными выражениями. Кто-нибудь знает, почему их так называют?

Сейчас мы постараемся это понять.

Дети, как вы понимаете выражение «Бежать, сломя голову»? «Не в своей тарелке»? «Гонять лодыря»?  «Чесать языки»? «Выше крыши»? «Забот полон рот»?

Ответы детей. Педагог поясняет и выставляет картинки на мольберт.

Воспитатель:

Хорошо, молодцы. Запомните, что это образные выражения – фразеологизмы, которые не всегда объясняются буквально. Они украшают нашу речь, делают ее интереснее, богаче, часто имеют шутливый оттенок.

Ребята, существует даже специальный словарь, в котором мы можем найти объяснение значений фразеологизмов, а так же где и когда они произошли. Давайте попробуем (открываю и зачитываю)

А сейчас я предлагаю вам пройти каждому за свой стол, на котором находится картинка с изображением уже знакомого вам фразеологизма. Вы немного подумаете вместе и придумаете предложение с этим фразеологизмом. Пожалуйста, приступайте.

-Молодцы, справились. Проходите на свои места. А сейчас как в школе вы получите домашнее задание: нужно взять какой-нибудь фразеологизм и нарисовать к нему картинку.

 

Скажите, пожалуйста, а как понять в школе, что урок закончился? (звенит звонок)

А что наступает после звонка? (перемена)

И я предлагаю вам сделать небольшую переменку и поиграть в игру «Скажи наоборот» (игра на знание антонимов) Я называю слово и кидаю мяч, вы же должны сказать слово, противоположное по значению и кинуть мяч обратно.

Тепло – холодно

Утро – вечер

Далеко – близко

Мокрый – сухой

Белый – черный

Острый – тупой

Добрый – злой

Плачет – смеется

Хорошо – плохо

Кислый – сладкий

Высокий – низкий

Открыто – закрыто

Веселый – грустный

Длинный – короткий

Старый – новый

Умный – глупый

Большой – маленький

Здоровый – больной

Толстый – тонкий

Широкий – узкий

Тяжелый – легкий

Сильный – слабый

Работать – отдыхать

Стоять – лежать

-Молодцы, все справились! Садитесь на стульчики. Вернемся к нашему занятию, подведем итоги. Что нового вы узнали на занятии, с какими словами познакомились? (с фразеологизмами)

Что это за слова? (образные выражения, которые украшают нашу речь)

Как вы считаете, прав ли первоклассник Петя? Надо ли ходить в школу? Почему как вы думаете?

Да, ребята! Школа это такое место, куда обязательно должны ходить дети и вы в том числе. Там вы узнаете много нового, научитесь читать, писать, решать задачи и многое другое. Все это вам пригодится в дальнейшем.

Поэтому я думаю, что Петя Васечкин не напугал вас своим письмом и вы все так же хотите пойти в школу и стать настоящими учениками.

А Ксюша Орлова выучила стихотворение о том, что ждет ее в школе:

«Что ждет меня в школе»

Парта ждет меня, во-первых,

Ждут уроки, ждут друзья…

Будет в школе не до лени:

Там я в новую страну

Дел и знаний, и умений

Путешествие начну.

Ждет природа – лес и поле,

Ведь в поход пойдем не раз…

Ждут меня пятерки в школе

Ждет меня весь первый класс!!!

А Диана Рудова заранее узнала, как нужно себя вести на уроке:

«В первый раз в первый класс»

Рассказали мама с папой,

Как вести себя за партой:

Например, нельзя лежать,

Парта – это не кровать.

 

Я сидеть намерен прямо,

Как учила меня мама.

Захочу спросить, сказать –

Надо руку лишь поднять.

 

И ни с кем нельзя болтать,

Чтоб уроки не сорвать!

Сорок пять минут урок

Продержаться бы весь срок!

 

Папа дал тайком совет;

Можно сбегать в туалет.

Жаль, нельзя еще в буфет:

Там купил бы я конфет.

 

Нет, нельзя мне расслабляться.

Надо лучшим быть стараться!

Буду слушаться я маму,

С ней я точно первым стану!

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Ну, еще чуть-чуть и вы пойдете в школу, и все у вас будет замечательно!

Ритуал прощания:

А теперь встали в круг

За руки взялись вдруг

Будем рядом стоять

Будем ручками махать

Пол – часа мы занимались

И немного баловались

А теперь, детвора,

Отдыхать вам пора.

  • дети онлайн
  • спас экстрим
  • мин науки и высшего образования РФ
  • портал обр услуг
  • сетевой край
  • Рособрнадзор
  • Минпросвещения
  • официальный сайт барнаула
  • единое окно к обр услугам
  • результаты оценки
  • информационные системы
  • комитет по образованию Барнаула
  • портал персональные дети
  • российское образование
  • портал-для-родителей-алтайский-край.рф
  • заблокируй вредный контент
  • сайт АК
  • МО АК
  • профсоюз