Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы №8
Тема «Письмо первоклассника»
Цель: познакомить детей с понятием «Фразеологизмы».
Программные задачи:
1.Образовательные:
– Формировать представление детей о фразеологизмах, учить понимать их значение и использовать образные выражения в собственной речи;
2.Развивающие:
-активизировать в речи детей употребление предлогов и прилагательных, характеризующих личностные качества человека;
-упражнять детей в словообразовании, подборе противоположных по смыслу слов – антонимов
3.Воспитательные:
-Формировать бережное отношение к родному языку.
-Воспитывать доброжелательность и сдержанность друг к другу
Словарная работа:
активный словарь: тепло – холодно, утро-вечер, далеко-близко, мокрый – сухой, белый – черный, острый – тупой, добрый – злой, плачет – смеется, хорошо-плохо, кислый – сладкий, высокий – низкий, открыто – закрыто, веселый – грустный, длинный – короткий, старый – новый, умный – глупый, большой – маленький, здоровый – больной, толстый – тонкий, широкий – узкий, тяжелый – легкий, сильный – слабый, работать – отдыхать, стоять – лежать.
пассивный словарь: образные выражения, фразеологизмы, ни свет ни заря, сломя голову, ни чуя ног под собой, сметая все на своем пути, за тридевять земель, не в своей тарелке, не покладая рук, гонять лодыря, чесать языки, забот полон рот, выше крыши, фразеологический словарь.
Предварительная работа: выучить с Ксюшей Орловой и Дианой Рудовой стихотворения о школе.
Оборудование:
Клубок ниток, конверт с письмом, картинки с изображением фразеологизмов, мольберт.
Структура и методические приемы:
1.Вводная часть – 5 мин.
– ритуал приветствия
– словесная дидактическая игра – приветствие «Волшебный клубочек» (на сплочение коллектива, называние своего имени и прилагательного, которое характеризует ребенка)
2.Основная часть – 20 мин
-сюрпризный момент – письмо от первоклассника
– разбор незнакомых выражений – фразеологизмов
– знакомство со словарем фразеологизмов
– составление предложений с фразеологизмами (работа в подгруппах)
– домашнее задание
-словесная дидактическая игра «Скажи наоборот» (повторение слов, противоположных по смыслу)
3.Заключительная часть – 5мин.
– подведение итогов
– обобщение воспитателя
– рассказывание детьми стихотворений: «Что ждет меня в школе» и «В первый раз в первый класс»
-ритуал прощания.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Ритуал приветствия:
Воспитатель приглашает детей на занятие:
Та-ра-ра, та-ра-ра
Заниматься нам пора!
Дети отвечают:
Каждый час, каждый день,
Заниматься нам не лень.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их.( Дети здороваются с гостями.)
А чтобы они узнали, как вас зовут, я предлагаю поиграть в игру.
Игра-приветствие «Волшебный клубочек» (на сплочение коллектива)
Дети сидят по кругу. Педагог передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом он называет своё имя и прилагательное, которое его характеризует. Например, «Я – Ваня, я – весёлый». Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.
Воспитатель:
Молодцы. Вот мы и познакомились с нашими гостями и показали им, какие дети ходят в нашу группу.
Дети садятся на стульчики. Вера Викторовна передает детям конверт с письмом.
1.Основная часть:
Воспитатель:
Ребята, наши гости принесли нам из школы письмо. Его написал первоклассник Петя Васечкин. Давайте его прочитаем:
Дорогие ребята из детского сада!
Вы уже ходите в подготовительную группу, и, наверное, очень хотите пойти в школу.
Поэтому я решил вам написать письмо, чтобы, так сказать, отговорить вас от этой глупой затеи. Ничего хорошего и интересного в школе нет. Послушайте, как тяжело мне приходится:
Просыпаюсь я каждый день НИ СВЕТ, НИ ЗАРЯ и СЛОМЯ ГОЛОВУ бегу в школу. Всю дорогу бегу НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ, СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Спешу я так потому, что опаздывать нельзя, а школа ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится.
В школе я чувствую себя, как НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ. Там надо РАБОТАТЬ НЕ ПОКЛАДАЯ РУК, а не ГОНЯТЬ ЛОДЫРЯ и ЧЕСАТЬ ЯЗЫКИ. А ещё домашних заданий задают ВЫШЕ КРЫШИ. Так что у меня ЗАБОТ ПОЛОН РОТ.
Так, что мой вам совет – не спешите становиться первоклассниками!
Петя Васечкин.
Работа с фразеологизмами (по тексту)
Воспитатель:
-Ребята, все ли вам было понятно в письме? (нет)
– А какие слова вам были не понятны?
-Это такие выражения: ни свет ни заря, сломя голову бегу, не чуя ног под собой, сметая все на своем пути, за тридевять земель, не в своей тарелке, работать не покладая рук, не гонять лодыря, чесать языки, заданий выше крыши, забот полон рот. (Воспитатель выставляет картинки на мольберт). Спрашиваю, если не могут ответить, объясняю сама.
– Теперь все стало понятно?
В своём письме Петя написал очень много непонятных для нас выражений. Их называют Фразеологизмами – образными выражениями. Кто-нибудь знает, почему их так называют?
Сейчас мы постараемся это понять.
Дети, как вы понимаете выражение «Бежать, сломя голову»? «Не в своей тарелке»? «Гонять лодыря»? «Чесать языки»? «Выше крыши»? «Забот полон рот»?
Ответы детей. Педагог поясняет и выставляет картинки на мольберт.
Воспитатель:
Хорошо, молодцы. Запомните, что это образные выражения – фразеологизмы, которые не всегда объясняются буквально. Они украшают нашу речь, делают ее интереснее, богаче, часто имеют шутливый оттенок.
Ребята, существует даже специальный словарь, в котором мы можем найти объяснение значений фразеологизмов, а так же где и когда они произошли. Давайте попробуем (открываю и зачитываю)
А сейчас я предлагаю вам пройти каждому за свой стол, на котором находится картинка с изображением уже знакомого вам фразеологизма. Вы немного подумаете вместе и придумаете предложение с этим фразеологизмом. Пожалуйста, приступайте.
-Молодцы, справились. Проходите на свои места. А сейчас как в школе вы получите домашнее задание: нужно взять какой-нибудь фразеологизм и нарисовать к нему картинку.
Скажите, пожалуйста, а как понять в школе, что урок закончился? (звенит звонок)
А что наступает после звонка? (перемена)
И я предлагаю вам сделать небольшую переменку и поиграть в игру «Скажи наоборот» (игра на знание антонимов) Я называю слово и кидаю мяч, вы же должны сказать слово, противоположное по значению и кинуть мяч обратно.
Тепло – холодно
Утро – вечер
Далеко – близко
Мокрый – сухой
Белый – черный
Острый – тупой
Добрый – злой
Плачет – смеется
Хорошо – плохо
Кислый – сладкий
Высокий – низкий
Открыто – закрыто
Веселый – грустный
Длинный – короткий
Старый – новый
Умный – глупый
Большой – маленький
Здоровый – больной
Толстый – тонкий
Широкий – узкий
Тяжелый – легкий
Сильный – слабый
Работать – отдыхать
Стоять – лежать
-Молодцы, все справились! Садитесь на стульчики. Вернемся к нашему занятию, подведем итоги. Что нового вы узнали на занятии, с какими словами познакомились? (с фразеологизмами)
Что это за слова? (образные выражения, которые украшают нашу речь)
Как вы считаете, прав ли первоклассник Петя? Надо ли ходить в школу? Почему как вы думаете?
Да, ребята! Школа это такое место, куда обязательно должны ходить дети и вы в том числе. Там вы узнаете много нового, научитесь читать, писать, решать задачи и многое другое. Все это вам пригодится в дальнейшем.
Поэтому я думаю, что Петя Васечкин не напугал вас своим письмом и вы все так же хотите пойти в школу и стать настоящими учениками.
А Ксюша Орлова выучила стихотворение о том, что ждет ее в школе:
«Что ждет меня в школе»
Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки, ждут друзья…
Будет в школе не до лени:
Там я в новую страну
Дел и знаний, и умений
Путешествие начну.
Ждет природа – лес и поле,
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс!!!
А Диана Рудова заранее узнала, как нужно себя вести на уроке:
«В первый раз в первый класс»
Рассказали мама с папой,
Как вести себя за партой:
Например, нельзя лежать,
Парта – это не кровать.
Я сидеть намерен прямо,
Как учила меня мама.
Захочу спросить, сказать –
Надо руку лишь поднять.
И ни с кем нельзя болтать,
Чтоб уроки не сорвать!
Сорок пять минут урок
Продержаться бы весь срок!
Папа дал тайком совет;
Можно сбегать в туалет.
Жаль, нельзя еще в буфет:
Там купил бы я конфет.
Нет, нельзя мне расслабляться.
Надо лучшим быть стараться!
Буду слушаться я маму,
С ней я точно первым стану!
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Ну, еще чуть-чуть и вы пойдете в школу, и все у вас будет замечательно!
Ритуал прощания:
А теперь встали в круг
За руки взялись вдруг
Будем рядом стоять
Будем ручками махать
Пол – часа мы занимались
И немного баловались
А теперь, детвора,
Отдыхать вам пора.