В нашем детском саду стало доброй традицией проводить конкурс чтецов по произведениям алтайских писателей.
Цель: Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно – поэтического слова.
Задачи:
- Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;
- формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;
- выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения
- Развивать чувство ритма и рифмы
В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.
Педагог, используя поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.
Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. Наверное, каждому воспитателю приходилось быть в такой ситуации, когда после утренника надо было объяснять раздосадованным родителям, почему именно их малыш не смог прочитать стихотворение на празднике. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений, но всё чаще сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности речи у детей.
Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу).Это чёткое произношение текста, выразительность речи,эмоциональность. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов.
К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их. (первый этап)
Следующий этап (в группе) – подбор стихотворений по тематике «Конкурса чтецов в ДОУ», заучивание стихотворений, используя приём сопоставления выразительного и невыразительного чтения, давая понять ребёнку, как правильно и красиво с использованием интонации, должен звучать текст.
На третьем этапе необходимо провести в группе мини – конкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное.
Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.
При проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения.
Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами)
Лучшие чтецы из каждой группы – победители предыдущего этапа принимают в заключительном четвёртом этапе, который состоится в музыкально зале. (Это целостная система работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития).
Материал подготовила: В.В. Барандык