В преддверии «Года Экологии» мы совместно с воспитанниками группы и, конечно же, с помощью родителей провели много интересных мероприятий:
-разработали Лэпбук по теме «Деревья Алтайского Края»;
-провели ряд познавательных занятий;
-организовали выставку из природного материала «Дары осени»;
-создали гербарий из листьев деревьев;
– провели утренник «Осень Золотая;
– участвовали в фестивале творческих работ и исследовательских проектов, где презентовали проект «Почему опадают листья».
Экологический исследовательский проект «Почему опадают листья».
«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность» Л. С. Выготский.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно –исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Во время прогулки дети увидели на дереве зеленые и желтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания детей о деревьях растущих на территории ДОУ очень скудные. Дети в силу своего возраста ничего не знают о своеобразии листьев разных деревьев (они отличаются формой, цветом, величиной, и совсем ничего не знают об осеннем явление природы – листопаде.
Таким образом, возникли проблемы: какие деревья растут на территории ДОУ? Почему на деревьях листья разные? Что происходит с листьями и куда они исчезают?
В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ.
Цель:
– создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта «Почему бывает листопад»
-развитие речи во время проведения прогулки, систематизация имеющихся знаний.
Задачи:
– познакомить с деревьями растущие на территории детского сада: каштан, береза, платан; обратить внимание детей на форму, размер и окраску листьев в осеннее время года, а также учить различать деревья по листьям; дать элементарные представление о природном явление – листопад;
– развивать речь, фантазию и наблюдательность, логическое мышление и кругозор детей;
– формировать в детях эмоционально – радостное ощущение от активного участия в совместной коллективной работе;
– воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Тип проекта: среднесрочный ( 1 октября по 30 ноября).
Участники: воспитатели, дети средней группы, музыкальный руководитель, родители.
Реализуя данный проект, можно добиться того, что у детей останется много разнообразных впечатлений и знаний о деревьях осенью. Решению поставленных задач будут способствовать разнообразные формы работы с детьми и родителями: беседы, целевые прогулки, дидактические, развивающие и подвижные игры, чтение литературы, прослушивание музыки, заучивание стихов и песен соответствующей тематике, сбор листьев для гербария, помощь дворнику в уборке сухой листвы на своем участке.
Предполагаемый результат:
– сформирование знаний детей о деревьях в осеннее время года;
– различие деревьев по листьям (форма, размер);
– развитие у ребенка фантазии, эмоциональности;
– знание элементарных экологических представлений о природном явление – листопад;
– умение передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах: рассказах, стихах, рисунках, аппликациях;
– получение удовольствия от выполненной работы в коллективе, от помощи взрослым.
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Деревья», «Осень», «Листопад», «Труд осенью»;
– изготовление макета «Осеннее дерево»;
– рассматривание деревьев на прогулке;
– чтение и заучивание стихов, песен, литературных произведений, рассматривание иллюстраций;
– сбор листьев для гербария и ручного труда;
– сбор природного материала – шишки;
– целевые прогулки и экскурсии по территории ДОУ, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет;
– рисование, аппликация, ручной труд, нетрадиционное рисование;
– подбор книг, иллюстраций к празднику по теме «Золотая осень»;
– газета для родителей: «Прикоснись к природе сердцем»;
– памятка: «Осень – лучшее время для прогулок»;
– создание папки – передвижки «Красота осени».
_разработка и создание Лэпбука «Деревья Алтайского Края»
Этапы проекта:
Организационный
а) подбор и изучение литературы;
б) постановка цели и разработка содержания учебно – воспитательного процесса;
в) группировка материала, составление плана.
Практический
а) наблюдения за деревьями, за листопадом, за работой дворника;
б) беседы: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?»;» Почему опасно бегать с палочками?»,
в) дидактические, пальчиковые и подвижные игры;
Д\и: «Узнай дерево по листу», «Послушай о чем говорить дере-во», «Разложи листья по подобию», « Листопадничек», «Сдуй листок», «С какого дерева лист?», «Сложи узор», «Сделай сам».
П\и: «Листопад», «1,2,3 к дереву беги».
Пальчиковые \и: «Осень», «Ветер дует», «Березка», «Маленькое дерево»
г) экскурсии и целевые прогулки; «Листопад», «Где что растет?» (деревья, «Что нам осень подарила?», «Мы поможем!».
д) трудовая деятельность (сбор сухих листьев и веточек, помощь дворнику);
е)продуктивная, художественная деятельность: «Ковер из листьев»; «Листопад».
– рассматривание репродукций, картин, открыток: «Осень в городе», «Осень в лесу»
– рисование, нетрадиционное рисование (на песке) «Мое дерево»
– аппликация «Осенняя веточка»,
– ручное конструирование из природного материала:»Кораблик»,»Осенняя гирлянда».
ж) опытно – исследовательская работа: форма, размер листьев; летает – не летает; тонет – не тонет;
з)прослушивание музыкального произведения: «Осень 1,2,3…»;чтение и заучивание стихотворений: «Падают,падают листья…» Ивенсен.М. «Листопад, листопад…»Мирович. В; «Осень наступила…»
и) загадки, приметы, пословицы и поговорки об осени.
Заключительный
Наши открытия
Занимаясь исследованием, мы изучили деревья, растущие на территории детского сада, подтвердили, что каждое дерево имеет свой лист, который отличается от других индивидуальной формой и размером. Сделали открытие – что листопад – это явление природы, которое бывает только осенью. Нашли куда исчезают осенние листья: мы собирали их на альбом – гербарий; дарили красивые букеты из листьев мамам; делали из листьев поделки и аппликации, а оставшиеся листья убрал дворник, а мы ему помогали, чтобы на нашем участке было чисто и красиво.
Результаты исследования
Чтобы передать красоту и своеобразие осенних листьев родителям, мы участвовали в конкурсе: «Осенний букет для мамы». Сделали аппликации и поделки из листьев и природного материала: «Осенняя веточка». Рисовали на песке: «Мое дерево». Выступали на осеннем празднике. Сотрудничали с родителями. Памятка для родителей: «Осень – лучшее время для прогулок»; папка – раскладушка «Красота – Осени»; газета для родителей «Прикоснись к природе сердцем».
Материал подготовили:
В.В.Барандык,
О.А.Шмидт