В рамках подготовки к Педагогическому совету в ДОУ прошли открытые занятия по речевому развитию дошкольников (подготовка к обучению грамоте) с 20.11.2023 по 23.11.2023 года.
ФГОС ДО определяет: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
В настоящее время требования к проведению занятий также изменились. Образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
В целом содержание занятий соответствует возрасту и знаниям воспитанников. Соблюдены все этапы ООД, которые отображают одну тематику и взаимосвязаны. Созданы условия для качественной организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия. ООД организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается мотивация детей на предстоящую деятельность. Обоснованные и правильно подобранные методы, приемы (словесные, игровые, практические) и средства обучения, позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться усвоения ими материала. Используют средства ИКТ.
Речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. Педагоги учат детей отвечать полными ответами, сложносочиненными предложениями.
Во всех группах имеется методическая литература и пособия по речевому развитию.
Для решения речевых задач в ДОУ, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка (т.е. РППС), в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение.
Развитие речи ребенка проходит нитью через все пространство группы, где находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям среды в целом.
Руками воспитателей созданы различные центры, в том числе и речевой центр, созданы условий для самостоятельной деятельности детей. Разнообразный дидактический материал (как фабричный, так и созданный своими руками), картотеки речевых игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, книжные уголки для детей и т.д.