Методический мост
«Я тоже буду наставником!»
(модель наставничества: воспитанник – воспитаннику)
В рамках Года педагога и наставника
30 марта на базе МБДОУ «Детский сад №182» состоялся методический мост «Наставничество в дошкольной образовательной организации по модели «воспитанник – воспитаннику» «Я тоже буду наставником!».
Более 30 педагогов дошкольного образования встретились в одном месте, чтобы обменяться идеями, опытом практической деятельности и обсудить основные трудности в осуществлении учебно-воспитательного процесса и определить пути их удачного разрешения.
Наталья Михайловна Редкус, заведующий МБДОУ «Детский сад №182» и Татьяна Анатольевна Мартынова, старший воспитатель рассказали о своём опыте работы с воспитанниками из семей мигрантов. Они представили наставничество как способ преодоления языкового барьера в детском сообществе. По словам Татьяны Анатольевны, идея наставничества среди детей стала актуальна в момент появления в детском саду воспитанников, для которых русский язык не является родным. Тогда педагогический состав детского сада отметил, что ребенок, не владея русским языком, начинает быстрее осваивать разговорный русский язык в совместных играх со сверстниками. В этот момент и зародилась новая модель наставничества в системе «Дети-дети».
Также представили свой опыт МБДОУ:
МБДОУ «Детский сад №195»
«Организация наставничества в разновозрастной группе ДОУ»
Выступающий: Большакова В. И., заведующий
Шефская или наставническая работа дети–дети «От старшего к младшему» важная составляющая воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе. Модель наставничества «Дети-детям» разделили на следующие варианты, зависящие от потребностей наставляемых в группе:
– «Успевающий – неуспевающий» – это классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов детей в группе.–
– «Равный – равному». В этом случае дети обмениваются имеющимися знаниями, определенными навыками как бы дополняя и поддерживая друг друга. В результате взаимообмена каждый получает недостающий элемент и организовывается взаимовыгодное сотрудничество.
– «От старшего к младшему» – это передача не только опыта детей старшего возраста детям младшего возраста, но и умение сопереживать и понимать.
МБДОУ «Детский сад №50»
«Организация сопровождения детей с ОВЗ»
(из опыта работы с воспитанниками с нарушением зрения)
Выступающий: Чулковская Л. Г., заведующий
Основной формой наставничества является сопровождение, которое осуществляется как по типу «взрослый – ребёнку», так и «ребёнок – ребёнку».
Сопровождение по типу «взрослый – ребёнку» осуществляется педагогами ДОУ (воспитателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами), а по типу «ребёнок – ребёнку» – соответственно детьми.
В ДОУ разработана и реализуется авторская программа «Формирование базиса нравственной культуры у детей со зрительной депривацией».
Программа удостоена Диплома I степени Национальной премии в области образования Элита Российского образования в номинации «Лучшее дошкольное образовательное учреждение, реализующее программы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи-2013», Золотой медалью Н.Н. Пирогова «За заслуги в педагогической и общественной деятельности».
МБДОУ «Детский сад №56»
«Организация сопровождения детей с ОВЗ»
(из опыта работы с воспитанниками с нарушением слуха)
Выступающий: Гордеева Л. Н., заведующий, Кункель А. В., старший воспитатель
Опыт практики свидетельствует, что взаимопомощь слабослышащих детей проявляется в таких видах детской деятельности, как:
– старшие дети помогают младшим в свободной деятельности создавать рисунки и по замыслу;
– в свободной деятельности младшие дети наблюдают и лепят из пластилина совместно со старшими детьми линии определенного сюжета;
– старшие дети оказывают помощь младшим при составлении меню детского сада с выбором подходящих табличек и обозначением актуальных текстов, называющих блюда;
– педагоги организуют и создают коммуникативные ситуации успеха в свободной деятельности, что способствует закреплению основных навыков.
МБДОУ «Детский сад №204»
«Реализация совместного проекта ранняя профориентация – инженерное образование по модели школьник-дошкольнику»
Выступающий: Калмыкова Т. В., заведующий
В ДОУ разработали проект «Инженеры из детского сада в школу». И эта результативность не могла бы иметь места без системы наставничества в рамках проекта. Наставничество организовали в трехлинейной системе:
– Первая линия – это административное взаимодействие. Взаимодействует школа и детский сад в лице Директора и старшего воспитателя.
– Вторая условная линия – это педагогическое наставничество. Проект предусматривает цикл открытых занятий учителя для воспитателей.
– Третья линия – это организация детского наставничества. Закрепление шефских пар «ученик-воспитанник».
В конце мероприятия каждый участник ответил на вопрос: возможна ли система наставничества от ребенка к ребенку? Увидев сегодня положительный опыт своих коллег в реализации такой системы наставничества, все участники подтвердили, что такая система возможна, и она действительно работает.
Ссылка: https://barnaul-obr.ru/novosti/info/?ELEMENT_ID=7975